Публичные выступления: Нужна ли харизма, и как готовиться к online-презентациям?

Навык публичных выступлений был востребован во все времена, и наше – не исключение. Однако сейчас мы встречаемся исключительно online. И даже после завершения пандемии этот формат мероприятий и встреч останется популярным.

Как подготовиться к online- и offline- презентациям? Обязательно ли иметь харизму? Чем можно зацепить аудиторию? На чем нужно акцентировать внимание? На эти и многие другие вопросы в интервью Axoft отвечают опытные спикеры: Александр Гутин, директор по маркетингу ГК Astra Linux; Максимилиан Прилепский, старший технический инженер, консультант компании Ivanti; Алексей Какунин, директор по развитию бизнеса в регионе Сибирь и Дальний Восток компании Axoft.

Какими основными качествами должен обладать спикер

Цитата
Александр Гутин:
Я думаю, секрет успеха спикера – чувство юмора, интеллект и быстрая реакция. Если чего-то из перечисленного у человека нет, ему будет достаточно тяжело работать с аудиторией.

Алексей Какунин:
Спикер должен обладать уверенным голосом, умением держать себя на сцене и удерживать внимание аудитории, а также, безусловно, у него должно быть чувство юмора

Максимилиан Прилепский:
На мой взгляд, спикер должен быть внимательным и уважительным к аудитории, хорошо разбираться и ориентироваться, в идеале – быть экспертом в теме своего доклада или презентации, обладать умением грамотно излагать свои мысли, быть красноречивым, а также понимать «целевую» аудиторию и ее запросы.


Нужна ли «харизма» или можно обойтись без неё

Цитата
Александр Гутин:
Конечно, нужна! Другой вопрос, что называть харизмой. Я считаю, что харизму нельзя купить, нельзя у кого-то научиться быть харизматичным. Это такое свойство человека, находящееся на грани науки и искусства. И все же, никто не рождается харизматичным. Кто-то приходит к этому спонтанно, а кто-то может осознанно развить харизму в себе. Думаю, для этого надо постараться ответить на вопросы «Какой я?», «Чем я отличаюсь от других?», «Почему это может нравиться людям?», «Как я могу это продемонстрировать?». Ну и, конечно, уже упомянутые мной чувство юмора, интеллект и быстрая реакция. Без этих качеств, мне кажется, достаточно трудно быть харизматичным спикером.

Алексей Какунин:
Без харизмы не удержать внимание аудитории и две минуты.

Максимилиан Прилепский:
Наверняка, обладание харизмой сделает доклад или презентацию спикера более интересными и увлекательными и сможет больше промотивировать слушателей к последующим вопросам обсуждения темы. Хотя, по моему мнению, в технических ИТ-дисциплинах, учитывая «характер» слушателей, на первое место я бы поставил профессионализм и уровень знаний по теме доклада. Харизма и навыки помогут расположить к себе аудиторию, будут необходимыми при выступлениях «со сцены», тогда как в online-конференциях, когда вы, ваши жесты, мимика, остаются невидимыми за экраном, главным становится умение говорить и рассуждать: четко, уверенно, где необходимо – с паузами, быть в меру ироничным, а также внимательным к аудитории и ее вопросам.


Лайфхаки для тех, кто хочет преуспеть в публичных выступлениях

Цитата
Александр Гутин:
Два работающих лайфхака: не меньше 1 шутки на 5 минут выступления. И обязательные вопросы к аудитории.

Алексей Какунин:
Каждое выступление дополняйте реальными жизненными ситуациями и примерами, все это разбавляя «как бы случайной» шуткой (на самом деле – две-три заготовки). Хорошо, если среди слушателей будут провокаторы, в том числе подсадные, которые помогут «стартануть» дискуссию. Заранее продумайте вопросы-заготовки.

ТОП-10 советов от Максимилиана Прилепского:

Хорошее, запоминающееся выступление не должно быть скучным, длинным, не актуальным.
Для этого я бы посоветовал не планировать выступления больше 30-40 мин, при возможности – «разбавить» презентацию демонстрацией и показать «живой» (а не скрины консоли) интерфейс решения или продукта и главный его функционал, разбавляя полезными практическими примерами.

Корректируйте, изменяйте, не загромождайте
Регулярно пересматривайте ваши слайды, корректируйте, вносите изменения, делайте их интересными для других, не загромождайте их – 3-4 фраз достаточно.
Не мельчите со шрифтом, убирайте неактуальную информацию – никому не интересно смотреть на статистику или позицию продукта в рейтинге 3-летней давности, а также слайды-пустышки, по которым «нечего сказать».

Не читайте со слайдов слово в слово
Я уверен, многие слушатели смогут это прочитать без вашей озвучки. Старайтесь больше комментировать слайды. Не читайте «с бумажки» – поверьте мне, аудитория это хорошо слышит: у вас поменяется тембр звука и пропадут естественные паузы.

Больше репетируйте
Потренируйтесь хотя бы раз перед зеркалом, прослушайте ваш записанный голос – я уверен: многим спикерам он не понравится, а также вы обнаружите много повторяющихся слов-паразитов. Но с каждым новым выступлением вы будете сильнее.

Корректируйте доклад в зависимости от состава аудитории
Постарайтесь заранее узнать у организаторов больше информации о составе аудитории. Корректируйте свою презентацию в зависимости от категории слушателей – технические специалисты, консультанты по продажам, менеджеры и директора, заказчики не смогут одновременно правильно «принять» услышанное; направляйте контент в более или менее техническое русло или наоборот в сторону маркетинга.

Не забудьте выключить на время презентации мессенджеры или браузеры
Можно попасть в неловкое положение, когда аудитория увидит вашу переписку или красноречивые заголовки закладок браузера.

Не бойтесь вопросов из зала
Если ваше выступление публичное, вопрос из зала показывает интерес к вашему материалу. Если с ответом возникли трудности, пообещайте вернуться к этому вопросу позже «с глазу на глаз». Кстати, это поможет сделать беседу и контакт более доверительными.

Подогревайте и отделяйте
Многие спикеры во время публичных выступлений «подогревают» аудиторию возможными подарками за интересный вопрос. Да, это поможет, но постарайтесь из задающих вопросы от массы «коллекционеров» мелких гаджетов и сувениров отделить «горячие» контакты.

Забудьте про кофе
Не знаю, как другим спикерам, но я стараюсь не пить кофе перед выступлением – этот напиток «сушит» горло, и впоследствии вам захочется пить.

Совершенствуйтесь
Тренируйтесь, прокачивайте свои презентации, смотрите на выступления других, перенимайте положительный опыт.


Подводные камни online-выступлений

Цитата
Александр Гутин:
Самая большая сложность online-выступлений – отсутствие явной реакции от слушателей. Поэтому еще большую степень значимости получает обратная связь от аудитории. В удаленном формате это значительно более сложный момент, чем в очном – т.к. как приходится делать паузы, ожидая реакцию участников. Так что главное при подготовке к таким выступлениям – это продумать, в каком месте, какие вопросы ты будешь задавать, и что будешь говорить, пока аудитория печатает свои ответы.

Алексей Какунин:
Удерживать внимание в online-режиме намного сложнее, поскольку здесь визуальный ряд – только презентация, и привлечь внимание жестами сложно. Нужно уметь владеть интонацией, работать голосом, вовлекать аудиторию в диалог.

Максимилиан Прилепский:
В случае online-конференций, на первое место выходит умение интересно преподнести материал, умение «держать», увлечь внимание слушателя на протяжении всего доклада. Также не нужно забывать про контент и актуальность представленной информации, что в совокупности поможет сделать презентацию запоминающейся и перспективной в плане возможностей наращивания бизнес-отношений с клиентами и заказчиками.

Сложности, подводные камни могут появиться при отсутствии опыта публичных выступлений, но со временем ни каверзные вопросы конкурентов, ни неудобное время вашего доклада (перед перерывом или последним, когда многие устали), ни технические накладки не смогут помешать сделать ваше выступление запоминающимся, если у вас подготовлен интересный, актуальный материал.

При подготовке я стараюсь внимательно подходить к запросам аудитории, узнать о слушателях больше – это поможет предвидеть некоторые вопросы, скорректировать контент, если необходимо.


Какой платформой для проведения online-конференций пользоваться

Цитата
Александр Гутин:
Платформа для online-конференций должна обладать следующим характеристиками:

  • простая, понятная и удобная форма регистрации слушателей;
  • возможность демонстрации видео и рабочего стола спикера;
  • чат, который виден и спикеру, и слушателям;
  • отдельное окно для важных вопросов и ответов на них, которое не мешает основному действию;
  • и, конечно, подгрузка презентаций (желательно, с анимацией).


В нашей компании мы используем вебинарную платформу «pruff.me», которая в достаточной степени соответствует всем перечисленным требованиям.

Алексей Какунин:
Для проведения конференций в рамках рабочего процесса чаще всего использую Lync и WhatsApp.

Максимилиан Прилепский:
Чаще всего приходилось использовать Cisco Webex или в последнее время Microsoft Teams.
На мой взгляд платформа должна быть удобной, поддерживать различные операционные системы и браузеры, а также избегать изменений резолюции экрана.

Обсуждая online-вебинары и презентации, я люблю интерактивное общение с аудиторией, с возможностью задавать вопросы прямо во время презентации. Мне это помогает «прочувствовать» аудиторию, иногда ее «разбудить» или рассмешить.

Хорошей отличительной чертой платформы является возможность онлайнового опроса после презентации или выступления. Это одна из самых важных частей каждой презентации, ради чего она и проводилась – ее результат, т.е. отклики, отзывы, опрос аудитории. Это помогает найти новые «горячие» и «теплые» бизнес-контакты или поработать дополнительно с теми, у кого остались вопросы.


Спикеры, которые «зацепили»

Цитата
Александр Гутин:
Самых запоминающихся спикеров я имел удовольствие наблюдать в университете. Давид Иосифович Баркан, преподававший несколько маркетинговых курсов в высшей школе менеджмента СПбГУ, навсегда останется для меня эталоном в области публичных выступлений и работы с аудиторией.
Хороший спикер – интересный спикер. У каждой аудитории, конечно, своя специфика. Но заставить толпу вчерашних школьников, затаив дыхание, себя слушать – пожалуй, ничуть не легче, чем «продать» свой продукт на профильной конференции.

Алексей Какунин:
Илья Сачков, генеральный директор и основатель GIB, представивший доклад «Путь киберкриминалиста» на SYNERGY EXECUTIVE FORUM 2018 – это история успеха молодого человека в организации-лидере в кибербезопасности. Доклад Ильи отличает легкая форма подачи: простыми словами – о сложном.

Если ваше мнение отличается от мнения спикеров, напишите об этом на pr@axoftglobal.com, в комментариях под блогом или в социальных сетях.

Облако тэгов

Популярные блоги