Импортозамещение. Новый импульс?

13 июня Правительство опубликовало постановление о централизованных закупках ПО. Постановление регулирует закупки офисного, бухгалтерского ПО, а также решения в сфере безопасности. Этот шаг должен стимулировать перевод федеральных органов исполнительной власти на отечественные программные продукты.

Импортозамещение по-прежнему остается важным направлением развития ИТ в стране. От нового министерства ждут активных действий в этом направлении. Произойдут ли существенные изменения в области импортозамещения, или проекты так и останутся на бумаге? Мы не будем пытаться увидеть будущее, а посмотрим на текущие события. Обзор тенденций импортозамещения, подготовленный нами, основан на последних законах и законопроектах в этой области.

Что мы имеем на сегодня:

  • Доля отечественного ПО в госзакупках растет. По словам бывшего министра коммуникаций и связи, за время существования Реестра доля российского ПО в закупках федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) увеличилась с 20% до 65% . Если указанная экс-министром величина прироста может вызывать сомнение, то факт роста закупок отечественного ПО выглядит обоснованным. Мы можем судить об этом по результатам нашей компании. Так, закупки российского ПО через Axoft за 2017 выросли на 51%.
  • Реестр заполнен продуктами. В Реестре отечественного ПО на 1 июня 2018 года — 4 532 программных продуктов. Это больше чем ожидалось. По словам Ильи Массуха , реестр задумывался на 200-300 единиц программных продуктов. Большой объем ПО вызвал определенные сложности. Как ориентироваться в перечне продуктов? Как контролировать актуальность данных? Справедливы ли критерии попадания в список? Это вопросы, которые предстоит решить. А значит, работа с Реестром не закончена и стоит ожидать корректировки в подходах и методах его ведения. А пока корректировки не введены, сориентироваться в выборе российского ПО поможет онлайн-помощник: axoft.ru/i-zam/.
  • Замещают то, что можно заместить. Уровень импортозамещения различается по сегментам ПО. Опрос CNews приводит такие данные: доля российских антивирусов в закупках госорганов доходит до 95%. На СУБД на PostgreSQL приходится не более 5-7% всех закупок. В сегменте офисного ПО доля продуктов не Microsoft— на уровне 35%. В основном, внедряются решения тех российских компаний, которые появились и заняли твердые позиции на рынке еще до старта импортозамещения. Часто это продукты сегмента ИБ.
  • Возможность закупки иностранного ПО в госсекторе сохраняется. В конце мая 2018 года Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга разместил заявку на закупку лицензии Microsoft, начальная максимальная цена контракта — 38,7 миллиона рублей. Закупка примечательна тем, что к ней размещено подробнейшее обоснование невозможности закупки отечественного ПО — на 159 страницах.

Что нам следует ожидать:

  • Централизация закупок офисного ПО и решений ИБ. Правительство подписало постановление № 658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности». Теперь планировать закупки, определять поставщиков, заключать государственные контракты, контролировать и оценивать их исполнение для федеральных органов исполнительной власти будут Минкомсвязь и Казначейство. Минкомсвязь — в части офисного ПО и решений ИБ. Казначейство — в части ПО для ведения бюджетного учета. Но, прежде всего, Министерство вместе с центром компетенции должны протестировать отечественное офисное ПО, ПО в сфере ИБ из Реестра, чтобы подтвердить соответствие заявленным требованиям. Сейчас постановление регулирует только федеральные закупки. Принятие постановления может подтолкнуть регионы организовывать закупки офисного ПО и решений ИБ через единую структуру.
  • Изменение критериев «российскости» ПО. 29 марта 2018 бывший и нынешний Премьер-министр подписал распоряжение о выделении денег в рамках программы «Цифровая экономика». Минпромторг получит 13,6 млн рублей. Часть этих денег пойдет на «модернизацию системы критериев для определения ПО, а также телекоммуникационного, компьютерного и серверного оборудования российского происхождения». 4,5 тыс. российских продуктов в Реестре, при ожидавшихся 200-300, поставили вопрос об ужесточении критериев «российскости» софтверных решений.
  • Переход ФОИВ на отечественное ПО. Офисным ПО в данном контексте называют ОС, офисные программы для работы с текстами, таблицами, базами данных, антивирусы, мультимедиа, системы электронного документооборота, интернет-браузеры. С начала 2018 года планы-графики по переходу на отечественное офисное ПО на ближайшие три года утвердили 16 министерств . Если большинство ФОИВ ожидают 100% замещение по антивирусам, то планы по замещению операционных систем и офисных пакетов сопровождаются оговорками. В планах-графиках можно найти примечания: «При условии наличия в едином Реестре российского программного обеспечения эквивалентов иностранному программному обеспечению данного типа офисного программного обеспечения...», «Показатели по данным категориям будут скорректированы в случае устранения технических недоработок отечественного офисного программного обеспечения данной категории». Ставка на испытанные отечественные решения сохраняется.
  • Вовлечение госкомпаний. С 2014 года чиновники ищут способ вовлечь госкомпании в импортозамещение. Часто всё дело сводилось к личным договоренностям, отдельным инициативам. В феврале премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Росимуществу, Минкомсвязи и АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» подготовить распоряжения для госпредставителей из состава совета директоров госкомпаний о подготовке и утверждении планов перехода на российское ПО. В ОАО «РЖД» создан проектный офис по переходу на использование отечественного программного обеспечения. Экспертом для РЖД выступит Центр компетенций по импортозамещению, который проанализирует ИТ-системы, поможет с разработкой дорожной карты по импортозамещению. Сотрудничество Центра компетенций и госкомпании — первый подобный опыт совместной работы, который в случае успеха может тиражироваться на другие компании. В той или иной мере можно ожидать роста спроса на отечественные продукты со стороны госкомпаний.
  • Усиление роли Центра компетенций по импортозамещению. Центр должен стать, по сути, экспертной организацией по импортозамещению, контролировать его ход в госсекторе и госкомпаниях. Созданный в 2016 году Центр выполнял организационные, методические, технологические задачи, занимался мониторингом и аналитикой в сфере импортозамещения. В 2018 году правительство внесло проект, который предписывает Центру дополнительные функции: готовить и представлять органам государственной власти предложения по реализации импортозамещения, готовить оценку обоснованности отказа от закупки отечественного ПО, организовывать возможности для тестирования отечественной продукции. А также, что важно, — оценивать и согласовывать планы мероприятий по переходу на отечественное ПО в госкомпаниях. Усиление роли Центра компетенций может говорить о стремление чиновников увеличить контроль за ходом импортозамещения как в госсекторе, так и в госкомпаниях.

Остались вопросы относительно подбора российских IT-решений?
Заходите на наш информационный портал https://axoft.ru/i-zam/ и оставляйте вопросы https://axoft.ru/i-zam/consultation/ Мы свяжемся с вами в течение 1- 2 дней.

19.06.2018

Хотите быть в курсе последних событий?